Где хорошо - там и Родина...
Именно это надпись встречалась мне на пути по дороге в школу на протяжении многих лет. И есть в ней что-то необычное. Я помню сентябрь 91-го, когда пошел «первый раз в первый класс» 12-й школы. Мой отец снимал на кинокамеру, как я со своими одноклассниками бегал с ранцем за спиной по порогам кинотеатра. А зимой мы часто катались со стороны бокового входа, тот, что смотрит на памятник «Вечный огонь». А ещё я помню игровые автоматы в холле. Перед сеансами я иногда играл в них. Может быть вы помните игру «Морской бой». В этой игре Вы капитан подводной лодки, и через глазок перископа выслеживаете корабли и запускаете в них торпеды... Я помню. Счастливые были времена...
Потом, была «Балтика» и дискотеки в сопровождении Антона Дятлова. Всё это было в недалеком прошлом.
Но, мы живем настоящим. Вооружившись фонариками, зарядив аккумуляторы для фотоаппарата и почистив флешки, мы отправились в само сердце "Родины". То, что творится внутри – остается без комментариев. Пройдясь вдоль и поперек, мы заглянули в такие темные уголки, о которых даже не подозревали. В результате, составили тур из 20, наиболее интересных на наш взгляд, панорам. Теперь у вас появилась возможность не отрываясь от монитора исследовать мрачные уголки Родины.
Перед тем, как выложить виртуальный тур по кинотеатру мы посетили библиотеку «Отчий край» и поинтересовались его историей - нашли упоминаня о кинотеатре «Родина» в газете «Выксунский рабочий».
Так выглядел кинотеатр в далекие 80-е годы:
Вот, что пишет К. Алоева об окончании строительства кинотеатра в 76-м году:
Кинотеатр «Родина» распахнул двери
Хороший подарок преподнесли строители выксунцам. Они сдали в эксплуатацию новое здание широкоформатного кинотеатра, которое украсило улицу Островского.
В канун дня открытия кинотеатра в зрительном зале собрались рабочие, инженерно-технические работники и служащие строительных подразделений треста № 10 «Металлургстрой», субподрядных организаций, представители общественных организаций и промышленных предприятий города.
С кратким вступительным словом к собравшимся обратился председатель горисполкома П. С. Ястребков. Он поблагодарил строителей за хорошую работу и сообщил, что решением исполкома городского Совета депутатов трудящихся широкоформатному кинотеатру присвоена звание «Родина». Это слово близко и дорого советскому человеку. Председатель горисполкома выразил уверенность, что новый кинотеатр «Родина» будет одним из центров культурной и воспитательной работы в нашем городе.
Под бурные аплодисменты присутствующих председатель горисполкома П.С. Ястребков за добросовестную работу по строительству широкоформатного кинотеатра «Родина» вручил Почетные грамоты коллективам третьего и седьмого строительно-монтажных управления, бригадиру плотников СМУ-3 В.А. Строганову, плотнику СМУ-3 А.С. Кузину, бригадиру каменщиков СМУ-3 С.И. Гусеву, бригадиру штукатуров СМУ-3 А.И. Репину, бригадиру монтажников СМУ-3 В.М. Тузову, бригадиру маляров ССУ-7 В.М. Шаминой, бригадиру асфальто-бетонщиков ССУ-5 Ф.А. Мокрову, маляру ССУ-7 М.Н. Иняевой, старшему инженеру УКСа облисполкома А.М. Гусевой.
С большим внимание слушали присутствующие в зале выступление заместителя начальника областного управления кинофикации А.С. Молева. Он сообщил, что по освещению экрана и по звуковому воспроизведению кинотеатр «Родина» сделан на уровне мировых стандартов.
Начальник СМУ-3 треста №10 «Металлургстрой» В.А. Жериков под аплодисменты присутствующих вручил директору кинотеатра Л.М. Купцовой символический ключ кинотеатра.
Торжественная часть окончена. В зрительном зале погас свет. Зрители смотрели фильмы «Интернационал» и «Русское поле». Восхищались широтой и красочностью показа картин. Радовались, что в нашем городе построен такой прекрасный кинотеатр, радовались, как далеко шагнула наша культура.
К. Алоева
«Выксунский рабочий» (10912), 15 декабря 1976
Так выглядел кинотеатр лет 10 назад:
А вот статья из «Выксунского рабочего», но посвященная уже 20-тилетию кинотеатра:
За 20 лет... помолодели
На днях городскому центру досуга «Родина» исполняется 20 лет. 17 из них он был кинотеатром, а в 199З получил свой нынешний статус. Что же изменилось за это время?
Как только открылся кинотеатр, у него сразу появилось много поклонников. И у первого его директора Т.С. Мясниковой, да последующих не было мысли о том, как привлечь зрителя. Ведь сходить в кино – это значило сходить на свидание, на дружескую встречу, да и просто посмотреть интересный фильм. Семидесятые, восьмидесятые годы – пик популярности «Родины». Днем смотрели кино дети, вечером – взрослые. И даже в начале девяностых еще ходили. Помню, зал был полон, когда демонстрировали «Игла» с участием Виктора Цоя. Но, видимо, это были последние «золотые»' деньки. Почти все обзавелись, «видиками», и теперь в кинозал ни ногой. Поэтому в отделе культуры и решили переключить работу кинотеатра в иное русло и сделать его центром досуга. В ГЦД перевели методическую бригаду творчески-досугового объединения. Впоследствии сменился директор, им стала энергичный творческий специалист Елена Викентьевна Гомурашвили. Уже 15 лет она работает в сфере культуры, образованию режиссер культ-массовых мероприятий. Конечно, еще рано говорить о сложившемся творческом коллективе, еще много усилий придется приложить для того, чтобы сформовалась компания инициативной молодежи, которая бы помогала в проведении мероприятии, спектаклей. Но первые шаги уже сделаны. Насыщенным был прошлый год. Начался он с новогодних спектаклей, в которых кроме методистов приняли участие одиннадцатиклассники школы № 12. Теперь они учатся в вузах, и сейчас на новогодние спектакли собирается новый коллектив. ГЦД старается привлекать выксунцев разными формами работы.
Традиционным стал клуб выходного дня для детей дошкольного и младшего возраста, выпускные балы, праздники Осени, молодежные дискотеки. Налажены связи с несколькими школами, с отделом соцобеспечения. По их заказам и заказам других различных организаций проводятся мероприятия. Городской центр досуга принимает участие в общегородских праздниках. Коллектив творческо-досугового объединения и ГЦД провели культурно-развлекательные программы на масленицу, День независимости, на чемпионате России по самбо, организовали концерты на открытии и закрытии Малых игр Доброй воли, на День города. Для ветеранов провели юбилейное мероприятие, посвященное 300-летию Российского флота.
Сейчас ГЦД готовится к новогодним представлениям. В связи с этим возникла необходимость в средствах на декорации, украшения для сцены. Нет пока в центре костюмерной, гримерных. Само здание приспособлено для выполнения функций кинотеатра, и придется еще многое сделать для того, чтобы в нем было уютно и комфортно. Пока переоборудовали сцену, приобрели инвентарь. Головной болью остаются долги за коммунальные услуги. В решении этих вопросов здесь рассчитывают на помощь со стороны городской администрации, как-никак, а ГЦД – это прежде всего муниципальная собственность. Сейчас по вечерам четыре раза в неделю центр превращается в большую подростковую тусовку. В эти дети работает кафе. Очень много молодежи собирается в выходные. «Дети» пока не научились культурно вести себя в общественных местах, и иногда даже усилия работников ГЦД по поддержанию порядка бывают тщетными. Одень много предложений со стороны молодежи об открытии в центре досуга ночной дискотеки. Эта идея прорабатывается. Есть в ней существенные плюс ы, ведь повышенная плата избавила бы ГЦД от определенной категории «отдыхающих», которые приходят не танцевать, а убивать время.
– Работать с молодежью сложно, – говорит Елена Викентьевна, - но она является основным нашим контингентом. Поэтому на неё наши надежды о ней наши заботы.
А мне вспоминается поездка на ночном теплоходе, в День молодежи, где Елена Викентьевна отвечала за развлекательную программу. Неиссякаемый поток конкурсов, умение вовлечь в игру, чувство юмора – все это помогало ей заинтересовать юношей и девушек. Думается, что в центре досуга жизнь забьет ключом благодаря её творческим и организаторским способностям и в этом ей поможет опытный, проверенный годами персонал. Девятнадцать лет работают в «Родине» кассиром Н.В. Мартынова, киномеханниками И. Е. Махрова и М. А. Киреева, контроллером Т.В. Шалыгина. Тысячи людей общались, с ними, приходя кинотеатр, а теперь ГЦД. И пусть, как говорится, не зарастает тропа народная к этому городскому центру культуры.
«Выксунский рабочий» (14984), 4 декабря 1996
Историческая справка:
Кинотеатр «Родина» построен по типовому проекту кинотеатра на 800 мест. Его разработали архитекторы: Марк Петрович Бубнов, Виталий Владимирович Лазарев, Иван Викторович Семейкин и Эльмир Бардугимосович Тер-Степанов и инженер Владимир Григорьевич Немировский - из мастерской №1 ЦНИИЭП им. Мезенцева (в 1974 году авторам была присуждена Государственная премия РСФСР в области Архитектуры). Сам проект был разработан в конце 60-х годов.
Марк Петро́вич Бу́бнов
(27 марта 1923, Одесса — 23 сентября 2002, Москва) — советский архитектор. Заслуженный архитектор РСФСР.
Татарских Георгий Борисович
1951 года рождения
Окончил Уфимский университет филологический факультет и киноведческий факультет ВГИКа
В Выкса с 1977 г. – журналист газеты «Выксунский рабочий»
1983 – 1991 гг. – директор кинотеатра «Родина», а затем редактор редакции «Выкса-ТВ».
В данный момент генеральный директор «Выкса-ТВ»
Шалыгин Иван Акимович
Родился в 1935 году, образование высшее, инженер-строитель.
Работал на стройках треста № 10 «Металлургстрой» с 1971 по 1975 годы в должности начальника СМУ-8, СМУ-3. С 1978 по 1983 годы – заместитель управляющего треста № 10 по производству, а с 1983 по 1991 годы работал начальником управления по строительству объектов жилья, в подчинение входил и вновь введенный завод крупнопанельного домостроения.
С 1975 по 1978 годы работал заместителем председателя Выксунского горисполкома.
Руководитель стройкой кинотеатра «Родина».
За заслуги в области строительства награжден несколькими медалями, грамотами министерства и другими знаками отличия.
В 1960-е годы меняется не только функциональное наполнение кинотеатра, меняется и его социальная роль. Огромные стеклянные поверхности вестибюлей и фойе новых кинотеатров становятся своего рода витриной нового стиля жизни. Ощущение максимальной открытости, прозрачности кинотеатра становится характерной чертой проектов 1960-х годов. Поддерживает эту атмосферу и новое кино эпохи «оттепели». Сверкающие стеклом многочисленные кинотеатры становятся окнами в мир. По контрасту с остеклением выступают массивные глухие стены, берущие на себя основную роль в формировании пластики здания. По всему СССР в конце 1960-х начале 1970-х было построено огромное количество кинотеатров по данному типовому проекту (и его уменьшенному варианту).